Егор Ерохомович, «День», специально для «Оперной газеты»

МЕНЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСОВАЛИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕ ДАЮТСЯ ЛЕГКО

Визит Михаила Барышникова в Ригу вызвал волну лихорадочного волнения. Выдающийся танцор, который в начале года ответил 60 летний юбилей, провел в родном городе несколько дней в середине августа. Встретиться с ним пытались знакомые, бывши партнеры по сцене, журналисты и поклонники. Вокруг Барышникова уже давно сложился ореол неприступности – встретиться с ним не так то просто, даже если он находиться в Риге, а не в Нью-Йорке.

Артист не беседует с журналистами, но все же согласился на эксклюзивный разговор для Оперной газеты. «Мне нечего вам сказать» - предупредил в начале интервью Маихаил барышников. В течении полчаса он любезно и без какого либо игнорирования отвечал на все вопросы. Единственная тема, которой не хотел касаться танцор – это семья. Обо всем остальном Барышников был готов говорить... В его голосе сейчас уже звучат американские интонации.

- Как Вы чувствуете себя в Риге?

- Хорошо. Свободно, легко и комфортно.

- Чувствуете ли Вы особую связь с этим городом? Чувствуете ли свою принадлежность к нему?

-Нет, определенно нет. Последний раз в Риге я был 11 лет назад. Рига меняется в лучшую сторону, это приятно. Несколько дней назад посетил исполнение музыкального сочинения Софии Губаидулиной в Домском Соборе – гениальная музыка. Но в другом – нет. Нет и нет, никакой связи с этим городом я не чувствую. Я приехал, чтобы посетить могилу матери, она здесь похоронена. В риге я проездом. Встретился с директором оперы Андреем Жагарсом, немного поговорили о делах.

- Это правда, что в следующем году мы увидим вас на сцене Латвийской Национальной Оперы?

- Мы только обсуждали варианты. Сейчас я выступаю очень редко, принимаю участие только в каких-то новых постановках. Поэтому мы только исследовали возможности. Я еще не знаю идею и формат постановки, это все пока покрыто мраком...

- Но вы не исключаете такую возможность?

- Не исключаю. Может быть, может быть, может быть.

- Как активно Вы сейчас выступаете?

- Танцую в 20-30 представлениях в год, в основном летом. Отдаю предпочтение новым постановкам. Год назад принимал участие в премьере Матса Эка в Стокгольме. Это была программа «Три Дуэта», в ней танцевал сам Матс Экс, Анна Лагуна, Дэвид Нейман и я. Эту программу мы показывали так же в Италии и Греции. В отношении следующего года есть несколько идей, но они еще не конкретны.

- Какие постановки на этом жизненном этапе вам кажутся более привлекательными и интересными – такими, чтобы у вас был стимул выйти на сцену.

- У меня все же другой подход. Это скорее вопрос хореографии. Но я не хореограф – я только исполнитель.

- Примерно 15 лет назад вы закончили карьеру классического балетного танцора и обратились к современному танцу и театру движения. Что для Вас самого значил этот переход?

- Это не было никаким кардинальным переходом, оно не изменило мое направление. Я всегда танцевал как в неоклассических постановках, так и в современных танцевальных постановках. Это был естественный шаг, и у меня по этому поводу не было никаких сомнений.

- Расскажите о деятельности своего Нью-йоркского культурного центра искусств Baryshnikov Arts Center, который в данный момент является Вашим самым важным проектом.

- Центр искусств действует уже 3 год. Он создан, для того, чтобы содействовать различным областям культуры, что особенно важно в таком коммерческом городе, как Нью-Йорк. Центр обеспечивает протекцию молодым талантам. Мы работаем со студентами театральных и художественных школ. Танец – это только один из жанров, который мы поддерживаем. Сотрудничаем с молодыми сценаристами, художниками, композиторами, актерами, хореографами, скульпторами. Это центр искусств - международный, мы работаем с Южной Америкой, Центральной Европой, Россией. Работы очень много и это очень интересно.

- Недавно в Риге была Ваша фотовыставка.

- Это мое очень серьезное увлечение. Это была выставка очень ранних черно-белых работ. Наивная, но так и так – очень личная. Сейчас работаю с цифровыми технологиями. Фотографирую много движения Довольно активно принимаю участие в выставках как в Нью-Йорке, так и в Европе.

- В каких художественных жанрах в 21 веке, по вашему мнению, происходят самые интересные изменения – в театре, в живописи, в музыке, в танце?

- За всем невозможно уследить и я не культурный критик. Культуры вокруг очень много, но качественной – очень мало, хотя можно встретит ценные театральные постанови, литературные работы, интересных художников. К сожалению, танец удивляет меня реже – может быть я сужу слишком строго. Есть хорошее кино, чудесная музыка, например музыкальное произведения Софии Губаидулиной, которое в этот приезд слышал в Риге и которое произвело на меня глубокое впечатление.

- В танцевальном искусстве у вас есть свои любимчики и фавориты? Пресса одним из Ваших фаворитов называет молодого французского хореографа и танцора Бенжамина Милепье.

- Нет, он не мой фаворит, его нашел Джером Робинс. Бенжамин его протеже, но я его помню, когда Бенжамин был еще мальчишкой, когда он только учился – танцевальным мир Нью-Йорка очень узок. Милепье довольно серьезный юноша и очень хороший танцор. Он работал со студентами и делал представление в нашем центре искусств. Сейчас он сильно занят во Франции, в Парижской опере. У меня вообще нет никаких протеже. Я никого не протежирую и никуда не продвигаю, у меня нет на это сил. Но я дружу со многими молодыми артистами, и Бенжамин один из них.

- Вы живете в Северной Америке уже более 30 лет. Что для Вас значит термин Американская культура?

- Американской культуру, как таковой, на мой взгляд нет. С одной стороны американская культура это такой проходной двор. С другой, Нью-Йорк и его окрестности – это не Америка, поэтому мне сложно судить о развитии этой культуры, про то, куда она движется и какая она вообще. Даже после 30 лет это все сложно оценить. Я узнал только часть этой культуры.

- Будучи воспитанником школы классического балета, в Америке Вы реализовали так же насколько проектов в Бродвейском стиле. Один из Ваших кумиров Фред Астер. На бале, посвященном второй инаугурации президента США Рональда Рейгана, Вы исполнили совместный номер с Френком Синатрой: он пел, а вы танцевали. Вам удалось соединить высокое искусство и популярную культуру. Вы это сделали сознательно?

- Я считаю, что нет высокого искусства. Искусство либо хорошее, либо плохое. Я не считаю Френка Синатру или Фреда Астера представителями популярной культуры. Если уж использовать эти обозначения, то их искусства очень высокое. Это не в коем случае не музыкальный или танцевальный шлягер. Лучшего танцора, чем Фред Астер не было и не будет. Это недосягаемые высоты, абсолютные иконы. Послушайте голос Синатры – я не знаю, что может с ним сравниться, или чем его можно заменить. Поэтому все разговоры о высоком искусстве я просто игнорирую. Я никогда себя не ограничивал. Если Вы классический танцор, это еще не знает, что вы принадлежите к высокому искусству. Это глупости.

- Возможно, вы единственный представитель современного танца, которого знают даже те, кто не интересуется балетом. Как Вам удалось выйти за узкие рамки танцевального мира?

Я много работал в кино, в театре и на телевидении. По всей видимости, это оставило свой отпечаток на моей узнаваемости, но я никогда не придавал этому значения. Меня всегда больше интересовали те вещи, которые мне не давались легко. И я всегда быстро терял интерес к тому, что мог сделать без особых усилий, не чувствуя никакого сопротивления. Поэтому я иногда вырывался из привычных рамок. Но знают меня или нет – это не имеет никакого значения в моей жизни.

- У вас сложился образ неприступного человека и полного тайн артиста. Вам не нравится беседовать с журналистами...

- Правда? Сейчас я беседую с Вами, а не наслаждаюсь каким-нибудь высоким искусством.

- Этот образ помог вашей карьере?

Я занимаюсь тем, что мне интересно. Мой образ или моя личность – как бы это не воспринимали, положительно или отрицательно, - меня совершенно не волнует. Хотя если честно, мне все же неприятно, когда меня воспринимают, как какую-то аномалию, так как я совершенно нормальный индивид. Возможно, не самый отзывчивый или идущий на встречу, но и не самый злой. У меня нет время на «закидывание крючков» и создания образа. Мне все равно как я выгляжу со стороны.

_________________________________________________

АПД: Уже анонсированы 2 вечера Барышникова в нашей опере - 2 и 3 мая 2009 года.
Мы идем на Барышникова 3 мая 2009 года.
Билеты в продаже с воскресенья. Но зал у нас маленький, очень много распродано уже.
Если кому интересно купить можно тут (e-ticket). Статья о представлениях в газете ЧАС , на сайте intelligent.lv, в газете Вести