Входя в здание Малого Драматического театра, я ничего не знала о спектакле, который нам предстояло увидеть… Точнее, я, конечно, прочитала «мат.часть» и поняла, что история на первый взгляд относительно странная.. Из тех, где «умерли все, кончилось кино» (с) Мимино. Да, Шекспир писал много и пьесы получились очень разными...И каждый, наверное, при желании, найдет свою пьесу…Да и каждый режиссер, любую пьесу способен представить с совершенно необычной стороны, которую ты даже не заподозрил, читая бессмертные строки.

Именно поэтому, я входило в здании в предвкушении. Ведь, по большому счету, из серьезных спектаклей вне ШДИ в моем арсенале ничего то и нет (Если не считать «Короля и Шута» в Рижском Русском Театре им. М.Чехова).

Знакомство со спектаклем началось еще до его начала. Зал (небольшой, но именно камерность зала позволяет ближе прикоснуться к спектаклю), полное отсутствие декораций (несколько белых крестов на стенах, пара «стойл» и пианино с трудом подходят под определение декорации)… И программка… Которая вызвала мое живое любопытство. Во-первых в спектакле обещали свой собственный перевод (уже тогда можно было догадаться, что не поэтический), во- вторых Петра Семака в главной роли Короля Лира (о котором я была наслышана от своей знакомой по ШДИ)и Елизавету Боярскую в роли его дочери Гонерильи. Надо сказать, что наличие этих двух персонаей черезвычайно меня заинтересовало. Интересно было посмотреть на человека, ради которого ездят в Питер на спектакли (да, да, да.. Так же как я в Москву), а во-вторых, я слышала, что в отличие от последних фильмов, где у Лизы Боярской на лице «полторы эмоции» в театре она более чему убедительна..

Кроме того, я, уже по ходу спектакля опознала еще одного актера Игоря Черневича, который играл Корнуола. Он снимался с Игорем в фильме «Парни с Марса» и мы столкнулись с ним у гримерке Игоря еще на Поварской в мой первый приезд в Москву, когда зарождался сайт. Да, да, да.. Он вряд ли меня вспомнит, а вот я эту встречу помню.

Раз уж мы говорим про актерский состав, надо сказать, что актеры мне понравились. Не было ощущения, что кто-то не на своем месте. Не было, каких то перегибов или недоигрывания. Все они довольно органично смотрелись в той трактовке истории, которую предложил им режиссер.

Костюмы у персонажей были довольно современные, так, например Король Лир был одет вообще в нечто, напоминающее ночную рубашку.. Мужчины больше частью напоминали «бардов-геологов» в резиновых сапогах, свитерах и дождевиках. Дочери короля чаще всего появлялись в простых белых платьях, правда, иногда их облачали в некий дизайнерский черновик старинных костюмов, видимо, чтобы подчеркнуть их статус – дочери Короля. На фоне этой довольно одноцветной массы (а в костюмах доминировал бело-черная гамма, как продолжение более чем аскетичного оформления сцены), приятно выделялся шут со своими яркими перчатками, полосатыми носками и котелком…Да, да, да, не удивляйтесь скупости описания, в один момент именно в таком виде он и предстал перед публикой…

Надо сказать, что обнаженной натуры в спектакле хватало.. В начале это был только оклеветанный братом сын Глостера – Эдгар, который стыдливо пытался прикрываться.. Чуть позже, к нему присоединились и сам Лир, и его спутники – Кент и Шут… В целом, если отвлечься от того, что наша публика не совсем привычн к зрелищу однаженного мужского тела на сцене, сделано это было более чем красиво.. Позы обнаженных мужчин местами напоминали полотна с обнаженными дамами известнейших художников. Так, например, в Короле Лире легко угадывалась «Венера, выходящая из пены морской».

Чтож, если режиссер считает, что для передачи мысли необходимо оголить своих актеров – это его право... Тем более, что и текст это способствует, да и масштаб трагедии Лира, который теряет разум тоже подчеркивает с невероятной силой…

Из заметных деталей стоит отдельно упомянуть пианино (оно да еще и Король Франции стали просто нашими фаворитами этого спектакля, да, да, да.. Вот такие мы неглубокие). Шут, играющий на пианино не слишком затейливую мелодию, а потом, и самостоятельно играющее пианино, были фактически единственным музыкальным сопровождением спектакля.. Ненавязчивость мелодии только подчеркивала драматизм происходящего на сцене….

Из сильных моментов спектакля, которые не возможно не заметить и не оценить… Это сцена ослепления Глостера (сам по себе очень мерзкий момент), но темнота наступившая в зале в момент, когда Глостер на сцене лишают зрения, просто переворачивает все внутри…

Да, признаюсь, что, сидя в зале, так и хотелось взять в руки фотоаппарат, чтобы сделать несколько очень красивых кадров - буря эмоций на черно-белом фоне.

Лично мне бросилось в глаза небольшое отличие финала спектакля от пьесы. Если у Шекспира – завершал все Олбани, самый мудрый, на взгляд не искушенного читателя персонаж этой истории, который к сожалению появился слишком поздно..В спектакле этого персонажа фактически не было (он появился на сцене один раз на несколько минут и не произнес за это время ни одного слова)… Здесь, финал был за Королем Лиром. Не скажу, что финал от этого проиграл.. Нет скорее выиграл..

Вообще, на мой взгляд, каждый из сидящих в зале мог сам решить для себя, о чем же эта история и что же показали ему актеры… Реальная история об отцовском тиранстве и дочерней неблагодарности, или это было просто отражение мыслей сходящего с ума человека. Я для себя так до конца и не смогла решить.. Я до сих пор не могу сказать, кто прав, кто виноват и могло ли все это пойти по какому-то другому сценарию при каких-то обстоятельствах.. Да, видимо, надо брать труды критиков, литературоведов, историков, , читать их исследования и возможно тогда откроется истинная суть того, что же хотел сказать автор, а вслед за ним и режиссер.